Чтение сборочного чертежа домкрат

Автопринадлежности

Чтение сборочного чертежа

Материал по теме «Чтение и деталирование сборочных чертежей»

Чертежи сборочных единиц

Сборочный чертеж — это графический документ, содержащий изображение изделия и данные, необходимые для его сборки (изготовления) и контроля.

Сборочный чертеж в соответствии с ГОСТ 2.109—73 должен содержать:

· изображение сборочной единицы, дающее представление о расположении и взаимосвязи ее составных частей;

· сведения, обеспечивающие возможность сборки и контроля сборочной единицы;

· размеры, их предельные отклонения и другие параметры, подлежащие контролю или выполнению по сборочному чертежу;

· указания о характере сопряжения составных частей сборочной единицы и методах его выполнения, если точность сопряжения обеспечивается не заданием отклонений размеров, а подбором, пригонкой и т.п.;

· указания о способе выполнения неразъемных соединений (сварка, пайка и др);

· номера позиций составных частей, входящих в изделие;

· основные характеристика изделия;

· габаритные, установочные, присоединительные, а также необходимые справочные размеры.

Спецификация

Спецификация – текстовый документ, определяющий состав сборочной единицы (комплекса, комплекта) и необходимый для ее изготовления, комплектования конструкторских документов и планирования запуска в производство.

Спецификация выполняется на отдельных листах формата А4 с основной надписью по форме 2 для заглавного листа и по форме 2а для последующих листов при большом числе составных частей сборочной единицы (ГОСТ 2.108—68). В спецификацию вносят перечень составных частей, входящих в специфицируемое изделие, а также конструкторские документы, относящиеся к этому изделию.

Чтение сборочного чертежа

Прочитать сборочный чертеж — это означает определить назначение, устройство и принцип работы изображенного на нем изделия. При этом выясняют взаимодействие, способы соединения и форму каждой детали.

Рекомендуемая последовательность чтения сборочных чертежей:

1. Ознакомление с изделием. По основной надписи выяснить наименование изделия, масштаб изображения и др.

2. Чтение изображений. Определить, какие виды, разрезы, сечения даны на чертеже и каково назначение каждого изображения. Выяснить положение секущих плоскостей, с помощью которых выполнены разрезы и сечения, а при наличии дополнительных и местных видов — направления их проецирования.

3. Изучение составных частей изделия. По спецификации выяснить их наименования, по чертежу — форму и взаимное положение. Изучить составные части изделия по порядку номеров позиций спецификации, причем изображения деталей сначала следует найти на том виде, на котором указан номер позиции, а затем — на остальных. Учесть, что при наличии разрезов выявлению формы детали способствуют одинаковые наклон и частота линий штриховки ее сечений.

4. Изучение конструкции изделия. Выяснить характер соединения отдельных деталей между собой. Для неразъемных соединений (сварных, клепаных, паяных и т.п.) определить каждый элемент и места их соединения, а для разъемных — выявить все крепежные детали.

5. Определение последовательности сборки и разборки изделия. Это завершающая стадия чтения чертежа.

Рассмотрим последовательность чтения сборочного чертежа изделия на примере пробкового крана (рис. 50).

Пробковый кран предназначен для перекрытия тока жидкости или газа. Рассматриваемая конструкция состоит из двух основных деталей — корпуса и пробки крана, которые притираются по коническим поверхностям. В целях предотвращения тока среды вдоль цилиндрической части пробки предусматривается сальниковое устройство, состоящее из кольца, сальниковой набивки (пеньки), втулки и накидной гайки. Рукоятка, одетая на хвостовую четырехгранную часть пробки крана, служит для ее поворота.

На чертеже (см. рис. 50 ) представлены

следующие изображения: полный фронтальный разрез, вид сверху при снятой рукоятке, половина вида слева, совмещенная с половиной разреза. С помощью местных разрезов показаны внутренние элементы условно неразъемных деталей — пробки и рукоятки. Изображено наложенное сечение рукоятки. На рис. 49 дана спецификация сборочной единицы «Кран пробковый». Рисунок 48

На рис. 48 представлено наглядное изображение пробкового крана в разобранном виде, позволяющее определить форму каждой детали, порядок

сборки и разборки изделия, а также виды разъемных соединений.

Сборку изделия производят в следующей последовательности:

· вставляют коническую пробку в притертое коническое отверстие корпуса;

· устанавливают кольцо на цилиндрическую часть пробки, помещают сальниковую набивку между корпусом и пробкой, устанавливают втулку, навинчивают накидную гайку;

· надевают на четырехгранную поверхность пробки рукоятку, устанавливают шайбу и вкручивают винт.

Разборку крана производят в обратной последовательности.


Рисунок 49

Рисунок 50

Источник

§ 35. Порядок чтения сборочных чертежей

Читать сборочные чертежи нужно в определенной последовательности:

  1. Найти название изделия. Зная его название, которое указывается в основной надписи, легче читать чертеж. Например, названия «авторучка», «тиски слесарные» дают представление не только о назначении, но в некоторой степени и об устройстве этих изделий.
  2. Установить, какие изображения (виды, разрезы, сечения) даны на чертеже. В результате их сопоставления создается общее представление об изделии.
Читайте также:  Решетка радиатора alfa romeo 156

    Рассмотреть, пользуясь спецификацией, изображения каждой детали. Для этого выясняют по спецификации название первой детали и относящиеся к ней данные. Находят изображения детали по обозначению ее позиции. Определяют форму детали, сопоставляя все ее изображения, данные на чертеже. Так поступают последовательно со всеми деталями.

По названию детали можно быстрее выделить ее изображения на чертеже. Например, прочитав «болт», «штифт», «втулка», «гайка», вы уже представляете их форму и как они изображаются на чертеже.

  • Определить, как соединяются между собой детали (с помощью резьбы, шпонки, штифта и т. п.). Выяснить, как перемещаются во время работы подвижные части изделия.
  • Найти другие данные, приведенные на чертеже (размеры, технические требования и т.д.).
  • Для примера прочитаем сборочный чертеж (рис. 238). Вопросы к нему расположены в той последовательности, в какой вы будете читать сборочные чертежи. Вначале попытайтесь ответить на них самостоятельно.

    Рис. 238. Чертеж для чтения

    Вопросы к сборочному чертежу:

    1. Как называется изделие?
    2. Какие изображения приведены на чертеже?
    3. Из скольких деталей состоит изделие? Как называются детали 1. 2. 6? Какова их форма?
    4. Какие детали и как соединены между собой? Укажите особенности соединения деталей 3, 4, 5 и 6, а также 1 и 2. Как соединены каретка и стержень?
    5. Какая резьба нарезана на детали 7?

    Теперь проверьте свои ответы.

    Ответы на вопросы к сборочному чертежу:

    1. Изделие называется «рейсмус».

    2. Даны главный вид в соединении с разрезами, сечение и разрез А — А.

    3. Изделие состоит из семи деталей. Деталь 1 называется «основание». Ее форма образована двумя цилиндрами разного диаметра, имеющими фаски в виде усеченного конуса. Вдоль оси детали просверлено цилиндрическое отверстие, в котором нарезана метрическая резьба. В нижней части большого цилиндра имеется цилиндрическая выточка (на рисунке 239 даны наглядные изображения деталей).

    Рис. 239. Детали рейсмуса

    Деталь 2 называется «стержень». В целом она представляет собой цилиндрический стержень со сферическими торцами.

    В нижней части детали нарезана резьба. Она доходит до большего по диаметру цилиндра с плоскими срезами (лысками), расположенными с двух сторон.

    Деталь 6 называется «винт зажимной». Она составлена из двух цилиндров разных диаметров. На меньшем из них нарезана резьба и на конце снята фаска в виде усеченного конуса. В большем цилиндре перпендикулярно оси просверлено сквозное цилиндрическое отверстие.

    4. Детали рейсмуса соединены двумя способами:

    1. при помощи резьбы (детали 1 и 2, 4 и 7, 5 и 6);
    2. свободно сопряжены (детали 2 и 4. 3 и 6).

    Особенность соединения деталей 3, 4, 5 и 6 состоит в том, что закрепление их осуществляется перемещением детали 6 в отверстии детали 4 при завинчивании детали 5. При этом деталь 3 может быть установлена под любым углом на разной высоте. Каретка (дет. 4) надевается на стержень (дет. 2) и крепится винтом (дет. 7).

    5. На винте 7 нарезана метрическая резьба, наружный диаметр которой 2,5 мм. Это вы можете узнать из обозначения винта, данного в спецификации.

    Прочитайте сборочный чертеж, данный на рисунке 240, по плану, приведенному в 35.

    Рис. 240. Чертеж для чтения

    Пояснения к сборочному чертежу на рисунке 240. Вилка служит для контакта электрического провода со штепсельной розеткой. Провод, проходящий через отверстие в средней части корпуса 1, поджимается прокладкой 3 и крепится гайкой 5 на штыре 4. Контакты 2 предназначены для крепления штырей 4 и позволяют подключать сверху еще одну вилку.

    Чтобы легче было понять сборочный чертеж, на рисунке 241 дано наглядное изображение вилки.

    Источник

    13. Чтение сборочных чертежей

    13.1. Порядок чтения сборочных чертежей

    Прочитать сборочный чертеж — это значит выяснить строение изображенного изделия. При этом определяют взаимодействие и способы соединения деталей в изделии, форму каждой из них.

    Чтение сборочных чертежей выполняют в определенной последовательности.

    1. Ознакомление с основной надписью. Из нее узнают о названии изделия. Иногда она дает представление не только о назначении, но и в определенной мере о его строении.

    2. Ознакомление с изображениями. Определяют, какие на чертеже есть виды, разрезы и сечения, какое назначение каждого из них. Выясняют положения секущих плоскостей, с помощью которых выполнены разрезы и сечения, а при наличии дополнительных и местных видов — направления проецирования, по которым они выполнены. В результате анализа изображений складывается общее впечатление об изделии.

    3. Изучение составных частей изделия. По спецификации определяют названия деталей. Далее находят изображения деталей по номерам их позиций, причем сначала это делают на том виде или разрезе, на котором указан номер позиции, а потом на других. Сравнивая все изображения каждой детали, представленные на чертеже, определяют ее форму. Так делают последовательно со всеми деталями по порядку их номеров (позиций) в спецификации, начиная с первой.

    Читайте также:  Как поднять домкратом дом из бревна

    4. Изучение конструкции изделия. Выясняют, как соединены друг с другом детали. Для неразъемных соединений определяют места соединения. Для разъемных соединений находят крепежные детали. Если есть подвижные соединения, то определяют, какие детали перемещаются и по каким поверхностям осуществляется сопряжение их с другими деталями.

    5. Ознакомление с другими сведениями, приведенными на чертеже (размерами, надписями, условными обозначениями и т.п.).

    Главным во время чтения сборочного чертежа является изучение формы каждой отдельной детали.

    Попробуем прочитать сборочный чертеж, приведенный на рисунке 231.

    Из основной надписи узнаем, что на сборочном чертеже изображен домкрат.

    Зная название, можем сделать вывод, что на чертеже показано механическое устройство для поднимания грузов.

    Чертеж содержит четыре изображения: главный вид, совмещенный с половиной фронтального разреза, вид сверху, вид слева с местным разрезом и местный вид.

    Домкрат состоит из четырех деталей и шести крепежных элементов — двух винтов М6 и четырех M12.

    Корпус 1 показан на всех изображениях. Его нижняя часть — прямоугольная, верхняя — цилиндрическая. Пустота внутри нижней части корпуса — прямоугольная, на что указывает местный вид А. Отверстия на цилиндрической части имеют резьбу под винты 5.

    Форма втулки 2 полностью определяется половиной фронтального разреза. Внутри втулки есть резьба.

    Винт 3 представляет собой стержень, образованный тремя цилиндрическими поверхностями разных диаметров. На наиболее длинной части винта нарезана резьба M12. С помощью разреза показано, что в головке винта перпендикулярно к оси просверлено сквозное цилиндрическое отверстие. На следующей за головкой цилиндрической частью есть кольцевая канавка.

    Головка 4 показана на всех основных изображениях — она круглая. Ее плоская опорная поверхность имеет насечку (это видно из вида сверху). С помощью фронтального разреза показано на оси глухое цилиндрическое отверстие. Перпендикулярно к его оси выполнены отверстия с резьбой под винты 6.

    Втулка 2 вставляется в корпус 1 и неподвижно закрепляется винтами 5.

    Винт 3 и втулка 2 образовывают подвижное резьбовое соединение. Поскольку втулка закреплена в корпусе домкрата неподвижно, винт 3 во время вращения перемещается вниз или вверх вдоль своей оси. Поворачивают винт стержнем, вставленным в отверстие на головке.

    Рис. 231. Сборочный чертеж домкрата

    Головка 4 соединена с винтом 3 с помощью канавки таким образом, что когда винт вращается, то головка остается неподвижной и передает усилие от винта на груз, который поднимают.

    13.2. Условности и упрощения на сборочных чертежах

    Во время выполнения сборочных чертежей применяют различные условности и упрощения. Это необходимо для того, чтобы уменьшить затраты времени на выполнение чертежей и сделать их более выразительными и понятными. Для правильного чтения сборочных чертежей необходимо знать, какие могут быть на них условности и упрощения.

    Если на сборочном чертеже есть разрезы и сечения, секущие плоскости которых проходят вдоль оси болтов, шпилек, винтов, штифтов, непустотелых валов, рычагов, шпонок, то их изображают нерассеченными. Так же показывают гайки, шайбы и шары (см. рис. 200, 231 и др.).

    Рис. 232. Изображение на сборочном чертеже деталей, которые повторяются

    Рис. 233. Общий вид (а, б) и сборочный чертеж (в) съемника

    Крепежные резьбовые детали соединений показывают упрощенно — без фасок. Разрешается не изображать зазоры между стержнем (например, болта) и отверстием в соединяемых деталях. Резьбу можно показывать по всей длине болта или шпильки.

    Если вырез имеет несколько одинаковых равномерно расположенных на нем деталей (рис. 232), то изображают только одну-две из них, а остальные показывают условно или упрощенно, записав полное их количество в спецификацию.

    Разрешается не изображать на каком-либо виде сборочного чертежа отдельные детали, которые мешают пониманию строения других деталей. Над таким изображением сборочного чертежа выполняют надпись о том, какие детали изделия на нем не показаны. На рисунке 233 на виде съемника сверху рукоятку 5 с кольцами 4 не показано. Форму этих деталей определяют по другим изображениям. Наличие изображения рукоятки с кольцами на виде сверху усложняет понимание формы коромысла 1.

    Если вид, разрез или сечение на сборочном чертеже представляет собой симметричное изображение, то показывают только его половину или немного больше половины и проводят линию обрыва. Для симметричных изображений целесообразно применять соединение половины вида с половиной соответствующего разреза (см. рис. 231, 233, 234).

    Читайте также:  Реснички для фар поло седан

    Рис. 234. Общий вид (а) и сборочный чертеж (б) вилки

    Пружину изображают условно рассеченной, показывая только крайние витки (рис. 235). Вместо остатка витков проводят штрихпунктирные линии через центры их сечений. Если диаметр провода пружины 2 мм и меньше, то сечение витков пружины зачерняют.

    ЗАДАНИЕ

    • Прочитайте сборочные чертежи, приведенные на рисунках 233-236. Дайте письменные ответы на вопросы.

    Объяснение к сборочному чертежу съемника (рис. 233, в). Съемник — устройство для снятия дисков, шкивов, колес и других деталей с валов.

    Съемник состоит из коромысла 1, нажимного винта 2 и рукоятки 5 с кольцами 4. Нажимной винт соединен с коромыслом резьбой, а кольца закреплены на рукоятке путем расклепывания ее концов. На нижнем конце нажимного винта есть пята 3, соединенная с ним подвижно.

    Узел, который демонтируется, устанавливают на выступы коромысла (рис. 233, а, б). Вал из диска (или другой детали) выталкивается винтом, который поворачивают рукояткой.

    Рис. 235. Общий вид (а, б) и сборочный чертеж (в) кернера комбинированного

    ВОПРОСЫ

    • 1. Какое назначение съемника? Объясните его строение.
    • 2. Сколько изображений выполнено на чертеже? Какие это изображения?
    • 3. Сколько местных разрезов выполнено на чертеже? Покажите и объясните их назначение.
    • 4. С какой целью вид слева совмещен с разрезом? Почему этот разрез не обозначен?
    • 5. Покажите на чертеже сечение. Объясните его назначение.
    • 6. Чем соединены детали 2 и 3, 4 и 5?
    • 7. Какая условность применена на виде сверху?
    • 8. Какие габаритные размеры имеет устройство?

    Объяснение к сборочному чертежу вилки (рис. 234, б). Вилка предназначена для подключения к штепсельной розетке электрических проводов от электроприборов.

    Рис. 236. Общий вид (а, б) и сборочный чертеж (в) струбцины

    Вилка состоит из платы 3, на которой гайками закреплены штыри 2. На плату навинчивается крышка 1. Провод от потребителя электроэнергии проходит через отверстие в крышке, прижимается шайбой 5 и крепится гайкой 4 на штыре.

    Наглядное изображение вилки приведено на рисунке 234, а.

    ВОПРОСЫ

    • 1. Какие изображения выполнены на чертеже?
    • 2. С какой целью на главном изображении совмещены половина вида с половиной разреза?
    • 3. Какая условность применена на изображениях штырей 2?
    • 4. Для чего на чертеже выполнен разрез А—А?
    • 5. Почему на разрезах детали 1 и 3 заштрихованы накрест?
    • 6. Как соединены друг с другом детали 1 и 3? Из чего это видно?
    • 7. Чему равны габаритные размеры изделия?

    Объяснение к сборочному чертежу кернера комбинированного (рис. 235, в).

    Кернер предназначен для нанесения на поверхность изделия центра и контура отверстия во время разметки.

    Кернер состоит из корпуса 1, бойка 2, пружины 3 и винта 4. Боек имеет паз, в который входит конец винта, чтобы удержать боек внутри корпуса. Во время разметки молотком ударяют по кернеру (рис. 235, а), боек сжимает пружину и входит в корпус. На поверхности изделия остаются точка и круг — отражение острия бойка и круглой заостренной кромки корпуса.

    ВОПРОСЫ

    • 1. Какие изображения выполнены на чертеже?
    • 2. С какой целью на чертеже выполнен местный разрез?
    • 3. Почему на изображении бойка выполнен не полный разрез, а местный?
    • 4. Какая условность использована на главном изображении корпуса 2?
    • 5. Какую форму имеет отверстие внутри корпуса 1?
    • 6. Какую форму имеет паз на поверхности бойка 2?
    • 7. Для чего предназначен винт 4?
    • 8. Почему винт 4, через который прошла секущая плоскость на главном изображении, на разрезе А—А изображен нерассеченным?

    Объяснение к сборочному чертежу струбцины (рис. 236, б),

    Струбцина предназначена для плотного прижимания деталей друг к другу во время склеивания.

    Давление на детали, которые склеиваются, создает нажимной винт 1. Основой струбцины является скоба, собранная из трех деревянных брусков 2, 3 и 4, соединенных «в шип» клеем и закрепленных штифтами 6. Жесткость струбцине дает стяжной винт 5 с гайкой 7 и шайбой 8.

    Как применяется струбцина показано на рисунке 236, а.

    ВОПРОСЫ

    • 1. Сколько разрезов выполнено на чертеже? Какие это разрезы?
    • 2. Какие детали попадают в секущую плоскость А—А?
    • 3. С какой целью на чертеже выполнен вид слева?
    • 4. Какие упрощения использованы на чертеже при изображении стяжного винта 5 и гайки 7?
    • 5. Какую форму имеет головка винта 1?
    • 6. Объясните, как соединены между собою детали 2, 3 и 4?
    • 7. Сколько резьбовых соединений изображено на чертеже?

    Источник

    Поделиться с друзьями
    Тюнинг авто
    Adblock
    detector