- Блокировка дифференциала заднего моста МТЗ-82.1
- Блокировка дифференциала заднего моста МТЗ 80(82): устройство, принцип работы, ремонт
- Устройство и работа механизма
- Механизм муфты блокировки
- Датчик автоматической блокировки дифференциала — АБД
- Работа блокировки с АБД
- Блокировка с ГОРУ
- Механическая блокировка заднего моста МТЗ 80 Х
- Неисправности и ремонт блокировки МТЗ 80
Блокировка дифференциала заднего моста МТЗ-82.1
Муфта блокировки дифференциала
Многодисковая гидроуправляемая муфта блокировки дифференциала заднего моста трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1 расположена в кожухе 8, который через кожух левого двухдискового (трехдискового) тормоза и стакан подшипников прикреплен болтами к корпусу.
В кожухе 16 двухдискового сухого рабочего тормоза смонтированы тормозные диски 15, нажимные диски 12, шарики 11 и стяжные пружины 17.
Рис.56. Муфта блокировки дифференциала заднего моста Беларус МТЗ-82-1, 80-1, 82-2
1 — муфта блокировки; 2 — переходник; 3 — крышка диафрагмы; 4 — диск нажимной БД; 5 — диафрагма; 6 — отжимной диск; 7 — промежуточный диск; 8 — кожух муфты БД; 9 — корпус муфты; 10 — диск фрикционный муфты блокировки; 11 — шарик; 12 — диск нажимной тормоза; 13 – крестовина дифференциала; 14 – вал блокировочный; 15 – диск тормозной; 16 – кожух левого рабочего тормоза; 17 — пружины стяжные.
Муфта состоит из вала блокировки 14, соединенного посредством шлицев с крестовиной дифференциала 13, корпуса 9, нажимного диска 4, отжимного диска 6, диафрагмы 5, крышки 3, переходника 2 и дисков 10, установленных на шлицах левой ведущей шестерни конечной передачи.
При подводе масла от гидросистемы управления БД под давлением в рабочую полость «А» диафрагма 5 с нажимным диском 4 перемещаются и прижимают диски 10 к опорным поверхностям корпуса 9, промежуточного диска 7 и отжимного диска 6, блокируя дифференциал (крестовину дифференциала с левой полуосевой шестерней).
Управление блокировкой дифференциала
Управление блокировкой дифференциала заднего моста при помощи педали
Управление блокировкой дифференциала заднего моста Беларус МТЗ-82.1, 80.1, 82.2 состоит из крана блокировки, педали, установленной на полу кабины, маслопроводов и гидроарматуры.
Управление блокировкой дифференциала осуществляется из кабины педалью, которая через рычаги воздействует на кран блокировки, расположенный под полом кабины.
Кран блокировки дифференциала встроен в сливную гидролинию ГОРУ и управляет потоком масла, подводимого к муфте блокировки.
Педаль управления блокировкой дифференциала заднего моста Беларус МТЗ-82-1, 80-1 имеет два положения:
— «Блокировка выключена» – крайнее верхнее положение педали (педаль не нажата);
— «Блокировка включена принудительно» – при нажатии на педаль до упора и удержании ее в этом положении. Используется для кратковременного блокирования задних колес при преодолении дорожных препятствий на полевых и транспортных работах и при выполнении различных работ со значительным относительным буксованием задних колес. Положение нефиксированное — при отпускании педали она возвращается в исходное положение «Блокировка выключена».
В выключенном положении (педаль не нажата) масло из насоса-дозатора рулевого управления свободно проходит через кран блокировки и сливается в маслобак.
При нажатии на педаль рычаги поворачивают золотник крана блокировки, который направляет поток масла под давлением от 0,9 до 1,3 МПа в муфту блокировки и дифференциал блокируется.
При отпускании педали возвратная пружина поднимает педаль, золотник поворачивается в исходное положение, масло из муфты блокировки через кран блокировки сливается в масляный бак гидросистемы и муфта разблокируется.
Рис.57. Управление блокировкой дифференциала заднего моста Беларус МТЗ-82-1, 80-1
1 – пробка; 2 – корпус крана; 3 – втулка; 4 – кронштейн; 5 – шайба; 6 – шплинт; 7, 14 – шайба; 8, 13, 22 – шайба пружинная; 9, 12, 17, 19, 21 – болт; 10 – педаль; 11 – рычаг; 15, 16 – пружина; 18 – рычаг золотника; 20 — кронштейн; 23 – регулировочные шайбы; 24 – стопор; 25 – клапан; 26 – пружина; 27 – кольцо; 28 – упор; 29 – направляющая; 30 – пружина; 31 – шарик; 32 – золотник; 33 – кольцо; 34 – подушка педали.
Тросовое управление блокировкой дифференциала заднего моста
Система блокировки дифференциала состоит из муфты блокировки, датчика блокировки, редукционного клапана, маслопроводов и дистанционного управления блокировкой из кабины.
Управление блокировкой дифференциала осуществляется из кабины рукояткой 9, которая тросом 2 соединена с краном 1 датчика блокировки, расположенного в корпусе ГУР.
Рукоятка блокировки дифференциала заднего моста Беларус МТЗ-82.1, 80.1 имеет три положения:
— «Блокировка дифференциала выключена» – крайнее переднее положение по ходу трактора (риска крана совпадает с риской «ВЫКЛ» на крышке датчика);
— «Блокировка дифференциала автоматическая» – рукоятка находится в среднем положении и зафиксирована поворотом ее на 90° по часовой стрелке (риска крана совпадает с риской «ВКЛ» на крышке датчика). Масло под давлением от 0,8 до 1,2 МПа, поддерживаемым редукционным клапаном 28, направляется в диафрагменную полость А муфты блокировки и дифференциал блокируется. При повороте направляющих колес трактора на угол более 13° от прямолинейного движения рейка 26 перемещается так, что золотник 4 выходит из паза рейки, полость А муфты блокировки сообщается со сливом и дифференциал разблокируется. Автоматическое блокирование дифференциала используйте при выполнении всех видов полевых работ, а также при выполнении транспортных работ на грунтовых дорогах в условиях недостаточного сцепления ведущих колес с поверхностью дороги. При выполнении транспортных работ на дорогах с твердым покрытием в условиях хорошего сцепления автоматическую блокировку дифференциала выключайте для исключения повышенного износа шин;
— «Блокировка дифференциала включена принудительно (независимо от положения направляющих колес трактора)» – крайнее заднее нефиксированное положение (кран повернут против часовой стрелки до упора). Если рукоятку отпустить, то рукоятка и кран под действием пружины возвратятся в положение «Блокировка дифференциала выключена» и дифференциал разблокируется.
Рис.58. Тросовое управление блокировкой дифференциала заднего моста трактора Беларус МТЗ-82.1, 80.1
1 – кран датчика блокировки дифференциала; 2 – трос; 3 – фиксатор; 4 – винт; 5 – муфта; 6 – винт; 7 – штифт; 8 – направляющая; 9 – рукоятка.
Регулировка тросового управления блокировкой дифференциала заднего моста
Для нормальной работы тросового управления блокировкой дифференциала необходимо правильно отрегулировать взаимное положение рукоятки 9 и крана 1 датчика блокировки.
Регулировку тросового управления блокировкой дифференциала заднего моста Беларус МТЗ-82-1, 80-1 производите в следующим образом:
— поверните кран 1 по часовой стрелке до упора (в положение «выключено»);
— закрепите трос 2 в фиксаторе 3 винтом 4;
— потяните за муфту 5 для того чтобы натянуть трос 2 и зафиксируйте в этом положении винтами 6, при этом штифт 7 должен дойти в пазу направляющей 8 вперед до упора, т.е. рукоятка 9 установлена в положение «Блокировка дифференциала выключена»;
— установите рукоятку 9 в положение «Блокировка дифференциала включена автоматически», при этом кран 1 должен повернуться в положение «включено».
Для проверки правильности регулировки рукоятку 9 выведите из паза направляющей, повернув ее на 90° против часовой стрелки, при этом рукоятка под действием пружины должна переместиться до упора вперед, а кран 1 повернуться в положение «выключено».
Регулировки, техническое обслуживание и ремонт тракторов
Источник
Блокировка дифференциала заднего моста МТЗ 80(82): устройство, принцип работы, ремонт
С целью сохранения ходовых качеств трактора, при возникновении разности тягово-сцепных условий на задних колёсах трактора, при передачи дифференциалом крутящего момента на одну из сторон ходовой части, в случае попадания колеса в яму, при преодолении подъёмов или в движении по поверхности с высокой влажностью почвы для уравнивания передачи вращения на ведущие задние колёса — машина оснащена системой блокирования дифференциала. Включённое устройство останавливает дифференцированный принцип передачи вращения на колёса от моста. Ведущие валы конечных передач получают абсолютно одинаковое вращение и с заблокированным дифференциалом работают как одна жёсткая ось.
При активированной блокировке нужно понимать, что движение трактора должно осуществляться только прямо в соответствующем положении передних управляемых колёс. В противном случае при повороте с включённой блокировкой возникающие угловые скорости задних колёс создадут нагрузку в механизме конечных передач и дифференциала, что в большинстве случаев приводит к поломке заднего моста.
Устройство и работа механизма
Система блокировки дифференциала заднего моста МТЗ 82 (80) состоит из двух частей:
- Фрикционной муфты блокирования
- Системы управления гидроприводом включения муфты
Сразу хочется уточнить, что трактора МТЗ 80(82) в зависимости от комплектации могут быть оснащены устройством с датчиком автоматической блокировки дифференциала заднего моста(АБД) в конструкции гидравлического усилителя руля ГУР или краном включения блокировки в комплексе с насосом дозатором гидрообъёмного рулевого управления ГОРУ.
Механизм муфты блокировки
Блокирующая рабочая фрикционная муфта размещена с левой стороны на корпусе левого штатного тормоза трактора, в функцию которой входит осуществление непосредственного механического блокирования дифференциала.
Состоит из корпуса 1 размещённого на шлицах вала конечной передачи, в котором установлены:
- диафрагма 3 с нажимным диском 4
- блокировочный вал 14 с подпружиненным отжимным диском 6
- два ведомых фрикционных 10 со шлицевыми ступицами диска и установленной между ними промежуточным металлическим диском 7
Сам корпус закрыт крышкой 8, через которую проходит нагнетательный штуцер 2 к диафрагме. Муфта включается за счёт поступления масла под давлением в полость между её корпусом и диафрагмой от датчика АБД, встроенного в рулевую колонку -ГУР или от крана включения блокировки в составе ГОРУ в зависимости от вида усилителя руля трактора.
Датчик автоматической блокировки дифференциала — АБД
Устройство встроено корпус ГУРа и взаимодействует с его механической частью и отдельной гидросистемой.
Управление осуществляется рукояткой установленной на панели управления трактором, которая связана тросом с маховиком крана узла, оборудованным возвратной пружиной. Датчик автоматической блокировки имеет три рабочих положения крана:
- «Выключено» — крайнее положение рукоятки управления в направлении против часовой стрелки
- «Автоматическое блокирование»- поворот на 90˚ от крайнего левого положения почасовой стрелке
- «Принудительное блокирование» крайнее правое положение
Два рабочих положения удерживается фиксирующим подпружиненным шариком в конструкции маховика крана датчика кроме принудительного режима. Принцип автоматического режима работы заключается в реагировании золотника датчика на перемещение рейки и сектора рулевой колонки при осуществлении поворота. При установке крана в принудительное положение блокировка осуществляется вне зависимости от положения колёс трактора. Устройство дополнительно оснащено редукционным нерегулируемым клапаном 6 (на схеме), обеспечивающим давление масла в системе блокирования от 0.7 до 0.9 МПа.
Работа блокировки с АБД
В случае использования штатной блокировки в комплекте с рулевой колонкой ГУР устройство во включённом состоянии работает в автоматическом режиме. В положении крана 8 «Включено» давление подаётся на распределитель датчика, золотник 9 которого при движении прямо пропускает давление на фрикционный механизм и удерживает дифференциал в заблокированном состоянии. Поданное масло под давлением в корпус муфты воздействует на диафрагму 3 и передвижением нажимного диска прижимает ведомые 2 фрикционные к промежуточному ведущему диску 13 механизма. Конструктивно ведомые диски муфты связаны с ведущей шестернёй конечной передачи 12 левого вала, промежуточный диск с корпусом блокировки и блокировочным валом, соединённым шлицами с крестовиной дифференциала. Диски механизма в заторможённом состоянии соединяют все детали в единую жёсткую конструкцию, не позволяющую вращаться сателлитам относительно левой полуосевой шестерни. Таким образом, работа дифференциала и ведущих валов конечных передач уподобляется работе одной жёсткой оси.
Осуществляя поворот колёс больше чем на 8˚золотник 9 распределителя, взаимодействующий с поворотной сошкой через сектор ГУРа, закрывает нагнетательную магистраль и направляет рабочую жидкость на слив в полость корпуса колонки. Перекрытие золотником канала при повороте осуществляется движением рейки 11 в корпусе ГУРа, за счёт набегания шарика 10 толкателя, перемещающего золотник 9 распределителя в датчике АБД. При этом масло из полости диафрагмы 3 блокирующей муфты также поступает в сливную полость 4 корпуса рулевой колонки. Отсутствие давления на диафрагму рабочего механизма разъединяет фрикционные диски 2, растормаживая блокировочный вал 1. Так система работает в автоматическом режиме.
АБД рекомендуют пользоваться при движении трактора на скоростях не выше 10 км. Час., так как при превышении указанной скорости движения, с включённым АБД, могут возникать аварийные заносы трактора.
В положении АБД «Выключено» кран переключения займёт положение, при котором масло будет перетекать в слив, и дифференциал будет работать в обычном режиме, дифференцировано подавая крутящий момент на ходовые колёса, реагируя на угловые скорости левого и правого колеса при маневрировании.
Принудительный режим включения используют кратковременно при удержании положения рукоятки управления в соответствующем положении. Выключение при отпускании рукоятки происходит автоматически под действием возвратной пружины привода управления.
Особенностью АБД является способность обеспечивать промежуточные блокирующие свойства в зависимости от разности усилий , препятствующих вращению полуосей в отличие от режима полной блокировки дифференциала, при котором вращение колёс полностью уравнивается. Учитывая специфику использования МТЗ 80, автоблокировочный механизм значительно повышает ходовые и эксплуатационные качества трактора при работе в составе почвообрабатывающих агрегатов, а также в движении под нагрузкой по склонам и бездорожью.
Блокировка с ГОРУ
При комплектации ГОРУ блокировка включается педалью, связанной с краном управления и работает только при нажатии педали в положении управляемых колёс « прямо». Кран прикреплён к гидробаку усилителя руля с помощью кронштейна, нагнетательной магистралью соединён с насосом дозатором.
Осуществляя поворот, насос дозатор направляет поток масла под давлением в соответствующую полость гидроцилиндра, связанного с рулевой трапецией машины и масло крану управления блокировки не поступает. В прямом положении колёс золотник дозатора открывает проход масла к крану управления блокировкой при этом поступившее масло свободно проходит через корпус крана в гидробак ГОРУ. Нажатием педали привода включения блокировки при повороте маховика золотник крана перекрывает сливной и открывает нагнетательный канал, подающий масло под давлением в рабочий механизм блокировки.
В описанной комплектации устройство не обеспечивает автоматического режима блокирования и используется кратковременно при преодолении сложных участков пути.
Механическая блокировка заднего моста МТЗ 80 Х
На некоторых ранних модификациях МТЗ 80 использовалась конструкция блокировки МТЗ 50 (52), работа которой заключается в механическом соединении полуосей заднего моста с помощью кулачковой муфты ,установленной на шлицах внутренних концов деталей. Привод включения осуществляется посредством тяг, связанных одним концом с движущейся половиной муфты, и другим концом с педалью управления на поле кабины. Муфта включается нажатием педали и выключается автоматически под действием усилия возвратной пружины, установленной на штоке привода включения.
Неисправности и ремонт блокировки МТЗ 80
При неполном включении или буксовании муфты основными причинами неполадки могут быть:
- Замасливание ведомых фрикционных дисков муфты происходит в результате выхода из строя уплотнительных колец на ведущем вале конечной передачи или в результате износа накладок дисков. Если замасленные диски имеют достаточную толщину накладок, для дальнейшего использования детали промывают в бензине и устанавливают после устранения течи масла.
- Падение уровня давления в системе в результате нарушения работы редукционного клапана системы АБД. Для устранения заменяют пружину клапана. А также обращают внимание на седло шарика клапана. При обнаружении раковин заусениц устраняет обработкой поверхности посадочного места.
- Значительное падение давления за счёт утечки в датчике АБД при повышенном износе механизма узла. Устраняют неполадку заменой узла в сборе.
Блокировка не включается:
- Прорыв диафрагмы муфты. Демонтируют, разбирают механизм блокировки и заменяют вышедшую из строя деталь.
- Поломка привода управления краном, обрыв троса или его соединения с маховиком крана АБД
- Заедание золотника датчика АБД. Осуществляют демонтаж узла и промывают механизм в бензине.
Кроме перечисленных выше неполадок, косвенными факторами, влияющими на работу системы блокировки является техническое состояние механической части усилителя руля трактора, а также соответствие показателя рабочего давление в его отдельной гидросистеме.
Источник