Лебедка трос или кевлар

Автопринадлежности

Кевларовый трос для лебёдки. Преимущества и недостатки.

Тросы из кевлара в лебёдках, в частности, для авто повышенной проходимости, для квадроциклов, вездеходов и прочих внедорожников – в первую очередь, возможность автолюбителям испробовать своё детище в экстремальных ралли по отечественному бездорожью. Однако практические возможности кевларовых тросов значительно шире.

Что такое кевлар?

Кевлар представляет собой высокопрочное полимерное волокно на основе полипарафенилен-терефталамида, которое впервые было произведено в середине 70-х годов прошлого века американским химическим концерном DuPont. Первоначально такое волокно предназначалось для военных целей в качестве сырья для производства касок и защитных бронежилетов (и действительно там широко применяется). Однако эксплуатационные возможности кевлара (и модификации ассортимента этого волокна) позволяют существенно расширять область его применения. В частности, кевларовый трос для лебёдки (и не только автомобильной) может решить множество проблем, которые возникают при повседневной эксплуатации разнообразных подъёмно-транспортных механизмов.

Физико-механические свойства кевлара следующие:

  1. Предел прочности в условиях одноосного растяжения — до 3500 МПа (что в 2,5…3 раза превышает аналогичный показатель для средне- и высокоуглеродистых сталей).
  2. Относительное удлинение до момента появления шейки в поперечном сечении — не более 1…1,5%.
  3. Температуростойкость материала — до 320ºС.
  4. Водопроницаемость – не более 1%.
  5. Плотность – 0,97…2,52 г/см 3 (зависит от состава армирующего волокна; максимальный показатель соответствует стекловолокну, а минимальный – полиэтиленовому).

Впечатляют и эксплатационные свойства кевларовых волокон (в дальнейшем под этим будем понимать синтетик с любым видом наполнителя). Так, кевларовый трос для лебёдки может сплетаться как с использованием сердечника, так и без него. При этом такие тросы существенно легче и безопаснее металлических. Используя такие тросы, можно работать без перчаток, а в случае разрыва подобного кевларового изделия его остатки не будут, разлетаясь во все стороны, травмировать окружающих.

Для увеличения допустимого значения разрывного усилия кевларовый трос для лебёдки изготавливается методами многорядного плетения (обычное число прядей — 12). При прочностных испытаниях усилие разрыва зависит от диаметра троса, и составляет:

  • При диаметре 9 мм – не менее 47 кН;
  • При диаметре 10 мм – не менее 58 кН;
  • При диаметре 11 мм – не менее 78 кН;
  • При диаметре 12 мм – не менее 98 кН.

По условиям безопасной эксплуатации грузоподъёмных устройств коэффициент запаса по усилию должен составлять не менее 3,5 (а при использовании лебёдок для подъёма людей – до 9). Таким образом, предельные усилия для безопасного нагружения кевларовых тросов составляют от 52…108 кг – при использовании на работах, связанных с подъёмом людей, до 130…280 кг – для иных видов грузоподъёмных операций в строительстве.

Кевларовый трос или стальной?

Квадроциклы Stels atv китайского производства комплектуются тросами из кевлара с 2007 года. Его надёжность, в сравнении с обычными стальными тросами такова, что в последнее время к участию в соревнованиях по экстремальному вождению допускаются техника, укомплектованная исключительно кевларовыми тросами.

Преимущества такой синтетики перед стальными тросами очевидны:

  1. Поскольку кевлар легче стали, то нагрузка на переднюю ось машины существенно снижается.
  2. Кевларовый трос не утонет в водной преграде.
  3. Применение синтетики не связано с обязательным использованием рукавиц или перчаток.
  4. Остаточная деформация кевларового троса меньше, что повышает безопасность при его длительном применении (текучесть стали гораздо менее заметна, поэтому длину стального троса б/у перед каждыми соревнованиями необходимо тщательно измерять).
  5. На поверхности кевлара никогда не образуются заусенцы, появление которых на стальном, часто эксплуатируемом тросе происходит часто. Такие заусенцы перекашивают трос при его намотке, и повреждают пользователю руки.
  6. В случае разрыва оплётки повреждённую часть кевларового троса для лебёдки можно вновь сплести, при этом показатели разрывной прочности не снижаются.
  7. Процесс наматывания синтетического троса на барабан, в сравнении со стальным, происходит значительно легче, поскольку меньшая гибкость стали вынуждает время от времени поправлять наматываемое изделие (для того, чтобы избежать нежелательного перехлёста витков). Правда, в этом имеется и ограничение: намотку кевлара всегда необходимо выполнять с некоторым преднатяжением.
Читайте также:  Замена венцов в деревянном доме своими руками без домкрата

Все перечисленные преимущества применимы также и для строительной грузоподъёмной техники. В любом случае за приспособлением нужен постоянный уход, а крепление скоб отличаться надёжностью, обычной для такого рода устройств.

Ограничивает широкое применение кевлара в строительных лебёдках высокая стоимость данного синтетического материала. Например, цена кевларовых тросов от торговой марки Warn колеблется в пределах 6000…10000 руб., в то время как стальной трос для тех же целей эксплуатации можно приобрести за 4000…6500 руб. Отечественные тросы производства ОАО «Канат» (г. Коломна) дешевле на 35…40%.

Впрочем, у кевлара есть и другие ограничения, речь о которых пойдёт далее.

Уход за тросами из кевлара

Высокая прочность и надёжность кевларового троса для лебёдки проявляется лишь при определённых условиях его эксплуатации. В частности, здесь особое внимание необходимо уделять чистоте сматываемого изделия. Конечно, производитель кое-что в этом направлении предусматривает, например, поверхностную обработку троса защитными веществами, предотвращающими попадание различных загрязнений в зазоры между витками. Однако такая защита малоэффективна в условиях пониженных температур внешнего воздуха, поскольку на поверхности троса может образоваться ледяная корка, которую придётся удалять вручную. Опасность повреждения синтетика в этом случае гораздо больше, чем стали в металлическом тросе. В продаже имеются кевларовые тросы с термостойким покрытием, но, во-первых, их способность не накапливать тепло при вращении барабана необходимо ещё проверить экспериментально, а. во-вторых, стоимость таких тросов будет выше.

Таким образом, кевларовый трос для лебёдки нуждается в соответствующих условиях хранения, а также в более тщательном обслуживании.

Несколько слов о восстановлении повреждённого изделия. Для продления жизни кевларовому тросу необходимо правильно выполнять восстановление повреждённого участка. Для этого участок, который будет охватывать коуш, плотно, виток к витку обматывают капроновой нитью. Для более плотной укладки трос в месте соединения ставится «на изгиб», и под него укладывается термопрокладка (можно использовать полиамидное или стекловолокно). Затем с противоположной стороны производится вплетание свободного конца кевларового троса в основной участок. Концевые участки вплетания также обматываются капроновой нитью. Длина возобновляемого участка троса не должна быть менее 250 мм, но перед окончанием работ стоит убедиться в том, что восстановленный участок не мешает плотной и равномерной намотке троса на барабан лебёдки.

При эксплуатации кевларовых тросов необходимо помнить, что они неустойчивы к воздействию ультрафиолетового излучения, а надёжность эксплуатации зависит от температуры: при низкой температуре кевлар теряет свою гибкость, а при высокой — имеет тенденцию плавиться.

Источник

Какой трос выбрать для лебедки. Кевлар против стали!

Какой трос выбрать для лебедки. Кевлар против стали!

Первое, с чего стоит начать выбирать лебедку — материал троса.

СТАЛЬ ПРОТИВ КЕВЛАРА

Не углубляясь в качественные характеристики тросов разных производителей, остановимся на общих свойствах разных типов троса для лебедки.

СТАЛЬНОЙ ТРОС. ПЛЮСЫ.

  • долговечный
  • не требует ухода
  • низкая цена

МИНУСЫ.

  • тяжелый
  • неудобно работать
  • травмоопасный: во время обрыва тяжелый стальной трос может нанести серьезные травмы, во время эксплуатации старый трос начинает «махриться» и острыми стальными нитями может порезать руки

СИНТЕТИЧЕСКИЙ (КЕВЛАРОВЫЙ) ТРОС. ПЛЮСЫ.

  • легкий, может плавать по воде на переправе
  • удобен для быстрой работы
  • менее травмоопасен

МИНУСЫ.

  • высокая стоимость
  • требует ухода, т.к. боится грязи
  • срок эксплуатации 2-3 года, даже если лебедку за это время не использовали — солнечный свет пагубно влияет на материал троса
  • зимой при намокании и последующем замерзании может просто сломаться
Читайте также:  Эмблема решетки радиатора 2190 артикул

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫБОРУ

  • если лебедка у вас «просто на всякий случай»
  • если вы часто используете лебедку зимой

Кевлар подойдет вам

  • если лебедка активно эксплуатируется
  • если основное время использования — теплый период

ЕЩЕ ВАЖНЫЕ ПРИМЕЧАНИЯ

  • при работе с лебедкой обязательно используйте утяжелители — бросьте на трос перед натяжением фуфайку, любую другую тяжелую вещь из багажника, чтобы при обрыве троса погасить импульс оборванного конца троса.
  • используйте корозащитный трос при зацепе троса за дерево — штрафы за порчу леса довольно высокие, а, кроме того, корозащитка предохранит ствол от перерубания тросом и сильно поможет при работе стальным тросом.
  • прикупите небольшой синтетический удлинитель троса — всегда пригодится, стоит недорого, места не занимает.

Источник

Какой трос лучше стальной или кевларовый

На лебедке использовать можно синтетический и металлический канат. Но благодаря особенности каждого из материалов, лебедки используются по разным принципам, для разных целей и в разных сферах.

Что такое кевларовый трос?

Термин “кевларовый” стал нарицательным именем из-за одной из самых распространенных марок на рынке материалов, которые отличаются повышенной прочностью. Это похоже на ситуацию с внедорожниками, все модели которых называют джипами, а устройства для копирования — ксероксами. В итоге это привело к тому, что многие люди оказались в заблуждении.

Используется такой трос на лебедках для внедорожников благодаря таким параметрам:

  • удобство эксплуатации: тросом нельзя поранить руки, он не тонет, маловесный. Последний параметр достигается за счет легкого сплетения;
  • кевларовый канат отличается повышенной прочностью, по сравнению с аналогичными изделиями, но в процессе использования волокна искусственного происхождения теряют свою прочность;
  • подходит для быстрой работы;
  • гибкость, меньше склонен к появлению перегибов и перекручивания;
  • отличается меньшей травмоопасностью;
  • есть возможность намотать на кенгурятник, или прикрепить к багажнику, но для этого следует перекинуть через капот автомобиля, не наматывая его на лебедку;
  • для работы не нужны перчатки, но делать этого не стоит;
  • в случае разрыва можно починить;
  • использование в качестве удлинителя. Канат из кевлара как самостоятельное средство высвобождения авто применять не надо.

У искусственного троса есть и недочеты, которые нельзя сбрасывать со счетов:

  • из-за постоянной сушки и использовании в сложных условиях (отсутствие солнечных лучей) эксплуатация изделия немного усложняется;
  • мелкие фракции гравия или песка повреждают структуру кевларовых волокон;
  • из-за очень высоких минусовых или плюсовых температур применение искусственных волокон становится невозможным;
  • дороговизна;
  • нуждается в уходе, поскольку не устойчив к грязи;
  • период использования не более двух-трех лет;
  • в зимний период при намокании и дальнейшего замерзания может просто выйти из строя.

Особенности использования синтетического троса

Синтетический канат на лебедках используют по следующим причинам:

  • он не тяжелый, поэтому полностью исключены перекручивания и деформация, он легко наматывается на барабан и не соскальзывает с него и при условии правильной фиксации;
  • низкий коэффициент натяжения;
  • изделие весит немного, плавает в воде, его легко сплетать, кроме этого, в процессе работы руки не царапаются;
  • повышенная прочность, если сравнивать с аналогичными продуктами.

Лучше кевлар устанавливать на новую лебедку. Если произвести монтаж на старую лебедку, то это выразится в таких последствиях:

  • направляющие ролики надо сменить на клюз;
  • длительный срок эксплуатации;
  • доступность;
  • не нуждается в уходе;
  • барабан, который был исцарапан металлическим тросом, заменить на новый или отполировать. Если этого не сделать, то заусенцы, задиры на металле и царапины будут повреждать искусственный канат. Ролики не стоит применять с синтетикой, т.к. существует опасность закусывания троса в углах роликов.

Помимо этого, такой канат выбирают благодаря тому, что он полностью безопасен для рук.

Читайте также:  Блокировка дифференциала toyota hilux surf

Для производства синтетического изделия используют высокотехнологичное оборудование из жесткого волокна искусственного происхождения. По этой причине трос отвечает мировым стандартам качества и может выдержать серьезные нагрузки даже в экстремальных условиях.

По показателям прочности и надежности этот материал не хуже аналогов из металла и даже лучше по некоторым характеристикам. Главное условие — правильно им пользоваться и хранить, чтобы обеспечить канату длительный срок службы. Маловесность также дает свои преимущества на автомобилях, которые отличаются чувствительностью к массе, особенно в случае нагрузки на переднюю ось.

Если кевларовый трос для лебедки отличается повышенной прочностью по сравнению со стальным, то это не значит, что порвать его не удастся. Но отличие от стали в том, что в случае разрыва искусственных волокон, есть возможность их починки при условии использования оборудования для оплетки. Помимо этого, такой канат не тонет и почти не впитывает влагу.

К минусам синтетических волокон относят тот факт, что они хоть и немного, но все же могут внутри удерживать влагу, что может добавлять вес или замерзнуть в условиях холода, в результате чего лебедка превращается в лед.

Также волокна должны быть скручены по правилам. В связи с тем, что внутрь могут проникнуть грязь и песок, важно ухаживать за тросом и мыть его при необходимости. Это важно после использования в песке или грязи, когда абразивный материал может проникнуть вглубь волокон, и ослабить их изнутри.

Особенности применения металлического троса

Сталь — это идеальный материал для применения в грязи, камнях и песке, она менее подвержена стиранию и износу. Сталь более доступна, и требует меньших затрат. Но все же со стальным тросом работать значительно сложнее. Объяснить это можно не только большой массой: в процессе эксплуатации на тросе могут появиться заусенцы, которые станут причиной легкого травмирования рук, поэтому с ним нужно работать только в перчатках и одновременно с этим следить, чтобы перчатки не зацепило и не затащило в барабан при наматывании.

При неправильной эксплуатации на металлическом канате могут появиться заломы, которые в дальнейшем провоцируют обрыв, после которого стальной трос сметает все на своем пути и способен нанести травмы, которые могут даже стать причиной летального исхода.

Кроме этого, затрудняется правильное наматывание на катушку барабана лебедки и тем самым уменьшает прочность. Некоторые водители рекомендуют наносить тонкий слой смазки для цепи или WD-40, это обеспечивает защиту от влаги и дальнейшей коррозии.

Такие изделие из стали устойчиво к минусовым температурам и рельефу, а также не нуждаются в трудоемком обслуживании.

Рекомендации по выбору

Сталь надо выбирать, если лебедка вам необходима “на всякий случай” или часто пользуетесь ей в зимнее время.

Кевлар стоит выбрать при активном использовании лебедки, и если наиболее часто она применяется весной и летом.

Сталь — хороший материал, но использовать такой трос сможет не каждый. Несомненно, он крепкий, но при этом почти не смягчает рывки, которых не избежать при буксировке. Одновременно с этим гарантированы занозы и ссадины из-за тонких стальных проволок, из которых состоит сам трос. Учитывать надо тип кузова: так, для большого ЗИЛ-130 он хорошо подходит, а для современных транспортных средств он не подходит.

Компактно разместить такое изделие в багажнике довольно сложно: большая куча, которая ржавеет, понравится не каждому. Также такая ржавчина может лопнуть из-за нагрузки.

С кевларовыми тросами намного легче: они небольшого размера, легче, отличаются эстетичностью и устойчивы к ржавчине. Именно сегодня и популярны. Но важно учитывать нагрузку: ее надо выбирать с учетом веса буксирующего авто — она должны быть с двойным запасом как минимум. На лебедках есть стропы.

Источник

Поделиться с друзьями
Тюнинг авто
Adblock
detector