- Назначение, состав и техническая характеристика механизма подъема
- ЭКГ-5А: характеристики самого востребованного экскаватора 12:00, 7 октября 2021 Версия для печати
- Основные части ЭКГ-5А
- Особенности ковша
- Технические характеристики ЭКГ-5А
- Важные конструктивные особенности ЭКГ-5A
- Устройство кабины оператора
- Последующие экскаваторы ЭКГ
- 1 Технологическая часть
- 1.1 Назначение, состав и техническая характеристика механизма подъема
Назначение, состав и техническая характеристика механизма подъема
Экскаватор ЭКГ-5а имеет следующие основные части: ходовую тележку, поворотную платформу с механизмами и силовым оборудованием, рабочее оборудование (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1- Общий вид экскаватора ЭКГ-5а
Ходовая тележка является опорной базой экскаватора, на которой размещается поворотная платформа со всеми механизмами и рабочим оборудованием, и служит для передвижения машины, т.е на ходовой тележке смонтирован механизм передвижения экскаватора [1].
Она состоит из нижней рамы, зубчатого венца, роликового опорного круга, ходового механизма, гусеничного хода и гидравлической системы управления.
Привод гусеничных цепей осуществляется от ходового механизма через бортовые зубчатые передачи, расположенные в картерах гусеничных рам. На передней стенке нижней рамы установлен электродвигатель, колодочный тормоз и редуктор хода. На противоположной стенке находится гидравлическая система управления тормозом хода и муфтами переключения гусениц. К верхней части нижней рамы прикреплен зубчатый венец, на котором установлен опорный роликовый круг.
На роликовый круг устанавливается поворотная платформа с механизмами. К поворотной платформе крепится нижний конец стрелы, а верхний с помощью блоков поддерживается на весу канатами.
Поворотная платформа опирается на роликовый круг, лежащий на кольцевом рельсе ходовой тележки и предназначена для размещения основных механизмов, электрического привода, узлов рабочего оборудования, кабины управления, а также вспомогательной аппаратуры. Поворотная платформа скреплена с ходовой тележкой при помощи центральной цапфы. Высоковольтный кольцевой токоприемник установлен между поворотной рамой и рамой ходовой тележки.
План размещения основного оборудования на платформе экскаватора представлен на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 — План размещения основного оборудования на платформе экскаватора ЭКГ-5
На поворотной платформе расположены: кабина машиниста(1), подъемная лебедка (прикреплена внизу к платформе), поворотный механизм (2), подъемный механизм (3), пневматическая система управления тормозами с компрессорной установкой (4), централизованная смазка экскаватора (5), тиристорный преобразователь механизма подъема(6), тиристорный преобразователь механизма поворота (7), тиристорный преобразователь механизма напора (8), тиристорный возбудитель (9), высоковольтное комплектное распределительное устройство (10), силовой трансформатор (11), трансформатор собственных нужд (12), и другое электрооборудование (пятимашинный генераторный агрегат, двуногая стойка подвески стрелы).
Подъемная лебедка производит подъем рабочего органа экскаватора и состоит из электродвигателя, редуктора, имеющего зубчатую пару с шевронными зубьями, открытой зубчатой пары с прямыми зубьями и барабана. На промежуточном валу установлен ленточный тормоз. Валы подъемной лебедки соединены между собой посредством эластичных муфт. Подъем стрелы в рабочее положение производится стреловой лебедкой, для привода которой используется электродвигатель подъемной лебедки.
Стреловая лебедка представляет собой червячный редуктор с барабаном. Для торможения применяется ленточный тормоз, который постоянно затянут, и размыкается только при опускании стрелы.
Для вращения поворотной части экскаватора служат два поворотных механизма, состоящих из электродвигателя и редуктора с цилиндрическими зубчатыми колесами. Вал — шестерня поворотного редуктора входит в зацепление с зубчатым венцом, закрепленным неподвижно на нижней раме. Вращаясь, вал — шестерня обегает зубчатый венец и поворачивает поворотную платформу. Поворот осуществляется в обе стороны. На верхнем фланце электродвигателя установлен пневматический управляемый колодочный тормоз.
Рабочее оборудование. Прямая лопата экскаватора включает в себя стрелу с напорным механизмом, ковш с рукоятью, двуногую стойку, полиспаст для подвески стрелы и механизм открывания днища ковша.
Копание грунта производится ковшом при помощи напорного механизма, а подъем ковша производится подъемной лебедкой.
Стрела имеет сварную конструкцию прямоугольного сечения и служит для установки механизма напора, рукояти с ковшом и механизма открывания
днища ковша. Нижним концом стрела установлена на поворотной платформе, а за верхний конец подвешена при помощи канатного полиспаста к другой стойке.
Ковш сварен из двух литых стенок, имеет открывающееся литое днище. Он жестко соединен с рукоятью двухбалочной конструкции, охватывающей стрелу и установленной в Седловых подшипниках напорного механизма. Через коромысло и блок ковш соединен с канатом подъемной лебедки.
Подъемная лебедка экскаватора (рисунок 1.3) выполнена отдельными блоками. Подъемная лебедка приводится в движение одним электродвигателем, который посредством эластичной муфты соединен с редуктором. Редуктор при помощи эластичной муфты передает вращение на промежуточный вал установки барабана.
Рисунок 1.3-Кинематическая схема механизма подъема
Тормоз предназначен для затормаживания механизма подъема при перерывах в работе и при обесточивании экскаватора (во время работы применяется торможение электродвигателем).
В таблице 1.1 представлены технические характеристики экскаватора ЭКГ-5А.
Таблица 1.1 — Технические характеристики экскаватора ЭКГ – 5а
Источник
ЭКГ-5А: характеристики самого востребованного экскаватора 12:00, 7 октября 2021 Версия для печати
Описание, параметры и ключевые особенности распространённой карьерной машины.
Экскаваторы уже десятки лет являются самой востребованной техникой для добычи полезных ископаемых в карьерах. А первое место по популярности среди этих механизмов принадлежит экскаватору ЭКГ-5А — специализированному полноповоротному устройству, улучшенному варианту машин аналогичного типа, выпускавшихся с 1980 года екатеринбургским «Уралмашзаводом».
Аббревиатура ЭКГ расшифровывается как «экскаватор карьерный гусеничный». Следующая после нее цифра указывает вместимость ковша устройства в кубометрах. Остальные индексы сообщают вариант модернизации или код производителя. В названии ЭКГ-5А буква «А» означает первую модернизацию.
В основном это мощное спецустройство используется для выемки и погрузки в самосвалы тяжелых горных пород, однако оно применяется и при землеройных работах тяжелого грунта и твердых фракций. При этом машина отличается динамической управляемостью, а ее техническое обслуживание и сервис проходят без особых сложностей. Поэтому ЭКГ-5А востребован во многих сферах, в том числе в металлургии, угольной и горнорудной промышленности, в строительной сфере для проведения земляных работ.
Сейчас производством модели занимается «Уральский завод горных машин» (УЗГМ, «Уралгормаш»). Первый экскаватор ЭКГ-5А УЗГМ был выпущен в 2014 году.
Основные части ЭКГ-5А
Говоря об его устройстве, экскаватор ЭКГ-5А грубо называют карьерной полноповоротной лопатой с гусеничным ходом. Если подробнее, то техника состоит из поворотной части, которая включает поворотную платформу, и рабочего оборудования.
На поворотной платформе экскаватора монтированы:
- подъемная и стрелочная лебедки;
- двуногая стойка;
- два поворотных механизма;
- электрооснащение;
- кузов;
- пневмосистема.
В правой части платформы экскаватора расположена кабина машиниста.
К рабочему оборудованию относятся:
- роликовый круг;
- ходовая тележка, включающая нижнюю раму;
- ходовой механизм;
- пара гусеничных рам с колесами и гусеничными цепями;
- зубчатый венец.
Для защиты механизмов на платформе экскаватора они закрыты кузовом. Но на его кровле есть съемные панели, чтобы упростить ремонт или монтаж.
Рабочее оснащение устройства — стрела с двуногой стойкой и напорным механизмом, ковша, его рукоять и механизм открывания. Нижний конец стрелы поддерживает подпятник поворотной платформы, а верхний держится благодаря канатному полиспасту.
Большинство частей и механизмов имеют блочную конструкцию и взаимозаменяемы. Благодаря этому ремонт машины можно проводить по наиболее прогрессивному методу — агрегатно-узловому. Кроме того, так как ЭКГ-5А является модификацией выпущенных до него «Уралмашзаводом» экскаваторов, их детали могут быть использованы при ремонте модели 5А.
Особенности ковша
Ковш ЭКГ-5A состоит из передней стенки с пятью съемными зубьями, изготовленными из высокомарганцовистой стали, из задней стенки, обоймы с уравнительным блоком, коромысла и днища. С последними корпус ковша соединяется пальцами.
Рукоять ковша состоит из двух сварных балок прямоугольного сечения, сделанных из листов низколегированной стали.
Технические характеристики ЭКГ-5А
- Вместимость основного ковша — 5,2 м3;
- Вместимость сменных ковшей — 3,2; 4,6; 6,3; 7 м3;
- Наибольший радиус черпания — 14,5 м;
- Наибольшая высота черпания — 10,3 м;
- Наибольший радиус выгрузки — 12,65 м;
- Наибольшая высота выгрузки — 6,7 м;
- Расчетная продолжительность цикла на угол 90° — 23 с;
- Скорость передвижения по горизонтальной площадке — 0,55 км/ч;
- Длина гусеничной ленты — 900; 1 100; 1 400 мм;
- Номинальная мощность сетевого двигателя — 250 кВт;
- Рабочая масса — 196 т.
Важные конструктивные особенности ЭКГ-5A
- Канат для подъема ковша имеет автоматическое выравнивание.
- Стрелоподъемная лебедка, которая упрощает монтаж и ремонт.
- Реечный напорный механизм с цельносварной стрелой и двухбалочной рукоятью для более эффективной отработки скальных забоев.
- Сварно-литой ковш с самозатягивающимся креплением зубьев.
- Автоматическая смазочная система для снижения расходов на техническое обслуживание экскаваторов.
- Главные металлоконструкции — нижняя и поворотная рама, стрела и рукоять — сделаны из легированного проката. Это значительно повышает надежность устройства даже при работе в тяжелых горно-геологических и климатических условиях.
- Вентиляционные установки, которые поддерживают нагнетание воздуха в кузов.
- Главные механизмы экскаватора снабжены индивидуальным регулируемым электроприводом.
- Зубчатые передачи и ковш сделаны из высоколегированных износостойких материалов для бесперебойной и безопасной работы техники при высоких нагрузках.
- Для снижения расхода топлива устройство оснащено узлом полуавтоматического управления копанием. Кроме того, это облегчает работу оператора и уменьшает влияние человеческого фактора.
- Автоматически открывающееся дно, которое позволяет избежать контакта ковша и рукоятки.
- Гусеницы открытого типа отличаются широким расстоянием, благодаря которому можно легко производить ремонт и диагностику экскаватора.
- Для устойчивости стрела машины закреплена к поворотной платформе боковыми тягами.
Устройство кабины оператора
При разработке экскаватора ЭКГ-5А особое внимание уделили эргономичности кабины машиниста. Его сиденье обеспечено виброизоляцией и принимает любое положение. Кабина предусматривает звуко- и теплоизоляцию и отделана декоративным пластиком. В экскаваторе установлены небьющиеся стекла с противосолнечным фильтром, а свободного места в кабине хватит для электропечи и вентилятора.
Последующие экскаваторы ЭКГ
Модификация ЭКГ-5В оснащен ковшом со специальными пневмоударными отбойными зубьями. Они легко справляются с твердым грунтом и скальными породами, что позволяет не использовать другую спецтехнику
Модификация ЭКГ-5Д с более широкими гусеничными лентами и специальной системой для контроля работы в удаленном режиме. Главная особенность экскаватора — несколько дизельных моторов и бак, который вмещает 3 800 л дизельного топлива, благодаря которым можно проводить работу сутки без перерыва.
Модификация ЭКГ-5А-УС отличается удлиненным рабочим оборудованием для выемки уширенных заходок в карьерах и специальным ковшом с рабочим объемом 4,6 м3. Экскаваторы ЭКГ-5А-УС способны погружать горную породу в транспортные средства, габариты которых намного больше многих карьерных самосвалов.
Источник
1 Технологическая часть
Экскаватор ЭКГ-5а (Э – экскаватор, К – карьерный, Г – гусеничный, 5 – емкость ковша в м 3 ) предназначен для выемки, погрузки тяжелых скальных пород, предварительно разрыхленных взрывом. Экскаваторы применяются на открытых горных работах, рудной и угольной промышленностях, а также в карьерах промышленных строительных материалов и других объектах.
1.1 Назначение, состав и техническая характеристика механизма подъема
Экскаватор ЭКГ-5а имеет следующие основные части: ходовую тележку, поворотную платформу с механизмами и силовым оборудованием, рабочее оборудование (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1- Общий вид экскаватора ЭКГ-5а
Ходовая тележка является опорной базой экскаватора, на которой размещается поворотная платформа со всеми механизмами и рабочим оборудованием, и служит для передвижения машины, т.е на ходовой тележке смонтирован механизм передвижения экскаватора [1].
Она состоит из нижней рамы, зубчатого венца, роликового опорного круга, ходового механизма, гусеничного хода и гидравлической системы управления.
Привод гусеничных цепей осуществляется от ходового механизма через бортовые зубчатые передачи, расположенные в картерах гусеничных рам. На передней стенке нижней рамы установлен электродвигатель, колодочный тормоз и редуктор хода. На противоположной стенке находится гидравлическая система управления тормозом хода и муфтами переключения гусениц. К верхней части нижней рамы прикреплен зубчатый венец, на котором установлен опорный роликовый круг.
На роликовый круг устанавливается поворотная платформа с механизмами. К поворотной платформе крепится нижний конец стрелы, а верхний с помощью блоков поддерживается на весу канатами.
Поворотная платформа опирается на роликовый круг, лежащий на кольцевом рельсе ходовой тележки и предназначена для размещения основных механизмов, электрического привода, узлов рабочего оборудования, кабины управления, а также вспомогательной аппаратуры. Поворотная платформа скреплена с ходовой тележкой при помощи центральной цапфы. Высоковольтный кольцевой токоприемник установлен между поворотной рамой и рамой ходовой тележки.
План размещения основного оборудования на платформе экскаватора представлен на рисунке 1.2.
Рисунок 1.2 — План размещения основного оборудования на платформе экскаватора ЭКГ-5
На поворотной платформе расположены: кабина машиниста(1), подъемная лебедка (прикреплена внизу к платформе), поворотный механизм (2), подъемный механизм (3), пневматическая система управления тормозами с компрессорной установкой (4), централизованная смазка экскаватора (5), тиристорный преобразователь механизма подъема(6), тиристорный преобразователь механизма поворота (7), тиристорный преобразователь механизма напора (8), тиристорный возбудитель (9), высоковольтное комплектное распределительное устройство (10), силовой трансформатор (11), трансформатор собственных нужд (12), и другое электрооборудование (пятимашинный генераторный агрегат, двуногая стойка подвески стрелы).
Подъемная лебедка производит подъем рабочего органа экскаватора и состоит из электродвигателя, редуктора, имеющего зубчатую пару с шевронными зубьями, открытой зубчатой пары с прямыми зубьями и барабана. На промежуточном валу установлен ленточный тормоз. Валы подъемной лебедки соединены между собой посредством эластичных муфт. Подъем стрелы в рабочее положение производится стреловой лебедкой, для привода которой используется электродвигатель подъемной лебедки.
Стреловая лебедка представляет собой червячный редуктор с барабаном. Для торможения применяется ленточный тормоз, который постоянно затянут, и размыкается только при опускании стрелы.
Для вращения поворотной части экскаватора служат два поворотных механизма, состоящих из электродвигателя и редуктора с цилиндрическими зубчатыми колесами. Вал — шестерня поворотного редуктора входит в зацепление с зубчатым венцом, закрепленным неподвижно на нижней раме. Вращаясь, вал — шестерня обегает зубчатый венец и поворачивает поворотную платформу. Поворот осуществляется в обе стороны. На верхнем фланце электродвигателя установлен пневматический управляемый колодочный тормоз.
Рабочее оборудование. Прямая лопата экскаватора включает в себя стрелу с напорным механизмом, ковш с рукоятью, двуногую стойку, полиспаст для подвески стрелы и механизм открывания днища ковша.
Копание грунта производится ковшом при помощи напорного механизма, а подъем ковша производится подъемной лебедкой.
Стрела имеет сварную конструкцию прямоугольного сечения и служит для установки механизма напора, рукояти с ковшом и механизма открывания
днища ковша. Нижним концом стрела установлена на поворотной платформе, а за верхний конец подвешена при помощи канатного полиспаста к другой стойке.
Ковш сварен из двух литых стенок, имеет открывающееся литое днище. Он жестко соединен с рукоятью двухбалочной конструкции, охватывающей стрелу и установленной в Седловых подшипниках напорного механизма. Через коромысло и блок ковш соединен с канатом подъемной лебедки.
Подъемная лебедка экскаватора (рисунок 1.3) выполнена отдельными блоками. Подъемная лебедка приводится в движение одним электродвигателем, который посредством эластичной муфты соединен с редуктором. Редуктор при помощи эластичной муфты передает вращение на промежуточный вал установки барабана.
Рисунок 1.3-Кинематическая схема механизма подъема
Тормоз предназначен для затормаживания механизма подъема при перерывах в работе и при обесточивании экскаватора (во время работы применяется торможение электродвигателем).
В таблице 1.1 представлены технические характеристики экскаватора ЭКГ-5А.
Таблица 1.1 — Технические характеристики экскаватора ЭКГ – 5а
Источник