Чип-тюнинг авто: хорошо или плохо?
Чип-тюнинг – это коррекция электронной программы управления двигателя, с помощью которой без механического вмешательства в узлы улучшаются его характеристики, такие как мощность, плавность хода, динамика и экономичность.
Современные автомобили снабжены Электронным Блоком Управления (ЭБУ), который является «мозгами» автомобиля. Через датчики ЭБУ принимает цифровые сигналы от различных узлов и преобразует их в команды для зажигания, впрыска топлива, регулировки оборотов холостого хода, контроля выбросов и так далее.
ЭБУ – это своего рода компьютер, в котором имеется микропроцессор, а также Постоянное Запоминающее Устройство (ПЗУ), в котором хранится программа управления (прошивка) со специальными настройками, необходимыми для правильной работы двигателя.
Чип-тюнинг содержит в своем названии слова «чип» – микросхема и «тюнинг» – изменять, модифицировать. То есть чип-тюнинг – это изменение микросхемы или отдельной программы в ней. Программисты изменяют существующую программу на более совершенную, доработанную. Сначала производится считывание с ЭБУ имеющейся заводской прошивки, затем в нее вносятся необходимые изменения, а после откорректированная прошивка записывается обратно на ПЗУ блока управления.
ПЛЮСЫ ЧИП-ТЮНИНГА
— Чип-тюнинг может повысить мощность автомобиля. Более заметное увеличение мощности достигается на турбированных двигателях (до 35%). Мощность безнаддувных двигателей можно повысить не более чем на 5–7%.
— Быстрота настройки. Процесс усовершенствования прошивки у специалистов занимает около 15 минут. Заводские параметры системы можно восстановить также быстро.
— Возможность заметно увеличить динамику разгона.
— Можно достигнуть более плавного хода автомобиля под нагрузкой, к примеру с работающим кондиционером.
— Чип-тюнинг можно применять на новых машинах, которые находятся на гарантийном обслуживании, в основном официальные дилеры не проверяют электронные настройки блока управления, а некоторые сами предлагают под свою ответственность установку тюнинговых комплектов.
— С помощью чип-тюнинга можно настроить двигатель автомобиля под иной вид топлива. Например, двигатель употреблял 95 бензин, а будет – 92.
— Чип-тюнинг позволяет снять ограничение максимальной скорости, заданное заводом-производителем.
— С помощью чип-тюнинга можно отключить некоторые элементы, которые вышли из строя, и их поломка мешает работе двигателя. К примеру – катализатор. По достижении предельных сроков службы, его пропускная способность значительно снижается, а затрудненное прохождение выхлопных газов снижает мощность автомобиля. Катализатор стоит дорого, а чип-тюнинг сделает возможной работу машины без него.
— Можно выбрать любую подходящую Вам прошивку для ЭБУ: агрессивную, увеличивающую мощность двигателя; экономичную, позволяющую значительно экономить топливо; заводскую доработанную, которая немного усилит динамику (на 3 – 5%), и так же немного уменьшит расход топлива (3 – 5 %).
МИНУСЫ ЧИП-ТЮНИНГА
— Высокая стоимость услуги. Сертифицированные прошивки и их установка стоит недешево. Некоторые автовладельцы самостоятельно делают чип-тюнинг автомобиля. Это довольно просто сделать на автомобиле ВАЗ, однако с иномарками лучше не рисковать и обращаться только к специалистам.
— При самостоятельной прошивке существует риск спалить ЭБУ, а это очень дорого обойдется.
— Непрофессионально выполненный чип-тюнинг, неправильно подобранная прошивка может привести к проблеме «заливания» свечей бензиновых двигателей либо к выходу мотора из строя.
— При установке агрессивной прошивки одновременно с увеличением мощности двигателя увеличится и расход топлива, а также немного уменьшится ресурс двигателя (на 5 – 7%).
СТОИТ ЛИ ДЕЛАТЬ ЧИП-ТЮНИНГ?
Современные иностранные автомобили изначально обладают оптимальными параметрами, поэтому чип-тюнинг для них – это только вопрос желания владельца. Если Вам очень хочется сделать какие-то параметры более совершенными – то делайте.
Владельцы же автомобилей российского производства часто нуждаются в лучших характеристиках экономичности и мощности авто. Поэтому для ВАЗов чип-тюнинг – хороший шанс раскрыть больше возможностей автомобиля, а также исправить заводские ошибки в программах управления (рывки при переходе от холостого хода к движению, неконтролируемый подскок оборотов холостого хода, неустойчивый холостой ход и др.). К тому же для ВАЗов в интернете можно найти множество прошивок, а также инструкции по самостоятельной установке. Разобравшись в теме, автолюбитель сам сможет собрать устройство для прошивки и сделать чип-тюнинг своего авто. Только нужно быть очень осторожным и прежде чем выполнять процедуру прошивки на своем рабочем ЭБУ, желательно потренироваться на приобретенном запасном блоке.
ЧТО ГОВОРЯТ СПЕЦИАЛИСТЫ?
Мнения специалистов по поводу полезности или вредности чип тюнинга разные, есть и противоположные друг другу, и у всех сторон есть свои аргументы. Сторонники «перечиповки» считают, что чип-тюнинг при правильном исполнении имеет лишь положительные стороны. Они утверждают, что профессионально выполненный чип-тюнинг никак не навредит автомобилю, а лишь сделает его более резвым и удобным для городской езды, в то же время расход и вредные выбросы не увеличатся (если пользоваться качественной программой), т.е. работа двигателя не будет выходить за рамки нормативов, установленных заводом-производителем.
Противники же чип-тюнинга утверждают, что увеличение мощности в любом случае приводит к ухудшению эксплуатационных характеристик масла, дисбалансу трансмиссии авто и в результате – к уменьшению общего ресурса. Кроме того, по их мнению, не разумно тратить большие суммы на запутывание «мозгов» машины, рискуя ее «здоровьем», целесообразней будет, доложив эти деньги, купить автомобиль с улучшенными характеристиками.
Надеемся, информация окажется для Вас полезной, а делать или не делать чип-тюнинг предстоит решать Вам самим. Удачи!
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Цена чип тюнинга: дешево и сердито или дорого и качественно?
Сколько стоит чип тюнинг? Почему прошивка такая дорогая, когда вот «у него» она дешевле? Чипануть Ауди, БМВ или Мерседес за дешево – возможно ли? Как обычно – по порядку.
Для тех, кто не очень любит читать статьи, просто напомним: чип тюнинг это программное изменение «прошивки» электронного блока управления мотора или коробки (например DSG) с целью улучшения динамических характеристик, и не только. Как и у любой другой работы у этой есть цена, и как правило она может сильно отличаться у разных мастеров.
Из чего складывается цена, например на прошивку Audi? Рассмотрим вариант №1 – хорошая тюнинг студия (к которой компания Chip23 и относится), качественные и проверенные прошивки. Возьмем для примера Ауди А4 2.0TSI у которой в стоке (в стандартной прошивке) заложено 200 лошадиных сил. В первую очередь, есть «расходный материалы», то есть часть затрат калибровщику, который будет дорабатывать прошивку под наши нужды. Как правило это 40-60 процентов от стоимости, которую возьмут с вас. Далее идет стоимость оборудования, которым мастер подключается к вашему блоку управления. Цена некоторого оборудования доходит до внушительных сумм, свыше 500 тысяч рублей. Так же можно прибавить стоимость аренды, затрат на электричество, зарплаты, стажировки специалистов по повышению профессионализма и так далее. Вот в итоге и получается цена прошивки, которая у хорошего калибровщика и у хорошей тюнинг студии не может быть маленькой на хороших автомобилях. В нашей компании прошивкой такого авто можно получить от 260 сил на Stage1 до 340 на Stage 3!
Теперь рассмотрим вариант №2 – гаражные мастера. Нет затрат на зарплаты, сам мастер работает на себя (вроде бы плюс). Оборудование скорее всего куплено в Китае на известной торговой площадке (начинается на Али, заканчивается на Экспресс) за менее, чем 10т.р., которое делает далеко не все, плюс в любой момент может вывести из строя и ваш авто! Прошивки хорошо, если заказаны у калибровщика, который «что-то умеет», в худшем случае куплены (или скачаны) пачкой неизвестно кто и как их делал, не говоря о тестировании в принципе! Говорить о чип тюнинге свежих авто у таких мастеров в принципе нет смысла – их оборудование не тянет такие авто. В этом случае вы на своей ауди если и получите незначительный прирост, уже будет достижение.
Вопрос: как вы думаете, гарантию Вы получите где? В чип тюнинг студии под вариантом 1 или в гаражах у мастера под вариантом 2? Ответьте себе сами. Скажем лишь что в компании Chip23 вы всегда получаете гарантию на все проведенные работы, кроме того манибэк 10 дней (не понравилось – вернем деньги!). В гаражах вам могут не компенсировать даже убитый ЭБУ во время прошивки и вы, погнавшись за дешевизной, попадаете еще и на стоимость блока управления, не говоря уже о том, что гарантия у таких товарищей «до ворот».
Турбо моторы на BMW, Mercedes, Audi и других авто требуют прошивок высокого качества. Не стоит искать дешевого тюнинга, если вы хотите, чтобы «жизнь» вашего авто была долгой. Накрутить кучу лошадей, скажем на дизеле, не сложно, а дать гарантию на то, что мотор на такой прошивке отъездит долго может не каждый.
Источник
Вся правда о чип-тюнинге: риски, нюансы и таблица мощности
Чип-тюнинг — самый простой способ сделать машину быстрее и динамичнее без серьезного вмешательства в конструкцию и больших затрат. Многие автомобилисты, покупая машину, заранее откладывают деньги на последующую перенастройку блока управления двигателем, но результат далеко не всегда соответствует ожиданиям. Объясняем, чего стоит ожидать от чип-тюнинга и к каким затратам готовиться.
Самый распространенный вариант чип-тюнинга — прибавка мощности двигателя, вместе с которой обычно обещают и ряд других улучшений: от увеличения тяги на низких оборотах до уменьшения расхода топлива. Процедура перепрограммирования занимает не больше часа, а все, что нужно сделать с машиной, — подключиться к ее электронной начинке. «Чип-тюнинг позволяет взять то, что изначально присутствует в двигателе, но зажато экологическими требованиями. Экология требует определенных рамок, а тюнинг дает мотору как следует продышаться», — объяснил руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.
Расчетная мощность некоторых автомобилей до и после незаводской перенастройки ПО | ||
Модель | До чип-тюнинга, л.с. | После чип-тюнинга, л.с. |
Lada Vesta | 122 | 135 |
Volkswagen Polo | 125 | 150 |
Hyundai Solaris | 123 | 135 |
BMW 320i | 184 | 285 |
Skoda Octavia | 180 | 220 |
Volkswagen Tiguan | 220 | 315 |
Skoda Kodiaq | 180 | 250 |
Toyota Camry | 249 | 300 |
Mercedes E-Class | 184 | 230 |
Jaguar XF | 340 | 400 |
Volvo XC60 | 163 | 270 |
Чип-тюнингу подвергают как атмосферные, так и турбированные моторы, но в первом случае прибавка мощности обычно не превышает 10%. Другое дело, что некоторые атмосферники изначально выпускают в нескольких вариантах мощности и, заменив прошивку, можно получить максимальный вариант, говорит Андрей Савин: «Производитель зажат законодательными ограничениями и требованиями рынка. Поэтому с одного и того же мотора на разных рынках снимается разная мощность».
С турбомоторами возможностей больше — они позволяют менять давление наддува, а это обещает прибавку мощности и момента на 30–50%. Так, фольксвагеновский двигатель 2,0 TSI можно раскачать с 220 до 315 л. с., а дизельные турбомоторы Volvo могут выдать до 270 л. с. против минимальных 163 сил.
«Фольксвагеновские TSI хорошо поддаются тюнингу. Например, для мотора 1,4 TSI все давно отлажено, его мощность легко можно поднять на 20–30 сил, что будет очень заметно», — подтверждает управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.
Помимо предельного значения мощности чип-тюнинг позволяет, например, снизить задемпфированность акселератора или адаптировать двигатель к топливу другого типа (например, 95-й бензин вместо 98-го).
Тут возможны варианты. Тюнеры обещают снижение расхода на 5–10%, но это почти невозможно проверить, так как расход в конечном итоге зависит только от манеры езды. В большинстве случаев именно стандартные заводские калибровки подходят наибольшему числу водителей и режимов движения, поэтому и будут самыми экономичными.
Крупные тюнинговые фирмы действительно могут тщательно работать с калибровками двигателя, тонко настраивая параметры потребления топлива в разных режимах, но большая часть компаний делают акцент на разгоне и быстроте отдачи, и о снижении расхода топлива в этих случаях речь не идет.
«Серьезную прибавку чип-тюнинг турбированных моторов дает путем снижения экологии и уменьшения ресурса», — объяснил Леонид Дементьев.
Наконец, автомобилист, прибегающий к чип-тюнингу, скорее всего, вообще не будет ездить экономично, добавляет эксперт: «Если ты собираешься сделать тюнинг, то собираешься гонять. А турбомотор экономичен только до тех пор, пока не начала дуть турбина».
Для каждого двигателя, вплоть до экзотических китайских моделей, можно найти большое количество прошивок. Существуют официальные заводские прошивки, программы от специализированных фирм или кустарные, сделанные чуть ли не в гаражных условиях. Чаще всего их делают на базе штатных и называют нормализированными.
Чистый чип-тюнинг подразумевает только замену программы управления двигателем. В хорошем сервисе при этом делают тест мощности на стенде до и после изменений, чтобы клиент своими глазами видел результат.
Часто тюнеры идут дальше, предлагая, например, удалить каталитический нейтрализатор, сажевый фильтр или систему рециркуляции в случае дизельного двигателя. Эти операции также подразумевают внесение изменений в прошивку блока управления. Иногда их проводят для подержанных машин, владельцы которых не хотят менять дорогое «железо». Все остальное, включая замену элементов двигателя, впускной и выпускной системы, выходит за рамки чип-тюнинга.
Повышение мощности вызывает повышенные нагрузки механизмов, более быстрый износ системы нейтрализации отработавших газов, изменение самого выхлопа. Более того, плохие прошивки из-за изменения углов опережения зажигания и перенастройки подачи топлива повышают риск возникновения губительной для мотора детонации.
«Возрастает нагрузка на поршневую, шатуны, изменяется тепловой режим. Кустарная программа может не учитывать всех тонкостей работы двигателя, возникает детонация при слишком раннем зажигании, которая убивает мотор, ломает шатуны и коленвалы», — отметил управляющий автокомпании «ЛСД-Сервис» Леонид Дементьев.
«В некоторых случаях чип-тюнинг идет вразрез с длительностью службы — мотор изначально настроили определенным образом, но теперь он попадает в более напряженный режим», — добавляет руководитель техцентра «Автоглобус» Андрей Савин.
В случае турбомоторов, когда тюнеры меняют давление наддува, быстрее изнашивается турбокомпрессор. Могут возникнуть и проблемы с коробкой передач, рассчитанной на определенный крутящий момент. У механической и роботизированной первыми страдают сцепление, а также синхронизаторы, особенно если водитель исповедует агрессивный стиль езды. Хуже других переносят чип-тюнинг «роботы» с сухим сцеплением. «Автоматы» излишне нагружают пакеты фрикционов, вызывая пробуксовку и изнашивая их.
Стоимость прошивки варьируется от уровня сервиса и используемого ПО. В гаражных условиях можно сделать чип-тюнинг неизвестной программой, скачанной в Сети, всего за пару тысяч рублей. А серьезные игроки рынка могут просить за услугу до 30 000 рублей. Однако конкретная стоимость сильно зависит от модели и вида работ.
Например, чиповку атмосферных «Жигулей» или «Самар» профильный сервис сделает за 3000–4000 руб., увеличить мощность Vesta 1,8 до 135 л. с. стоит 6000 рублей. За 10 000 руб. можно разогнать атмосферный мотор Hyundai Solaris 1,6 до 135 л. с. либо Kia Sportage 2,0 со 150 до 165 сил.
Skoda Octavia третьего поколения с мотором 1,4 TSI может выдать 170 л. с. всего за 14 000 руб., а довести мотор 1,8 TSI до 220 л.с. стоит 20 000 рублей. Чип-тюнинг BMW 320i актуального поколения обойдется в 24 000 руб., причем тюнеры обещают прибавку со 184 до 285 сил.
Программно отключить датчик кислорода стоит около 6000 рублей. Особняком стоит сервис замера мощности — минимум 3000 рублей.
Чип-тюнинг — это вмешательство в заводской программный код, то есть фактически — в конструкцию автомобиля, из-за чего он не может пройти техосмотр. Но Леонид Дементьев не считает такое вмешательство переоборудованием, требующим согласования: «Это всего лишь изменение софта, вмешательств в конструкцию вы не делаете. Одно дело, когда вы ставите ревущий глушитель, что является явным нарушением, а другое — грамотное вмешательство в программу управления».
К тому же способов и технологий проверки программ управления двигателем не существует, а в процессе технического осмотра никто не проводит диагностику ПО. Точно так же можно было бы запретить эксплуатацию автомобиля, не отвечающего действующим экологическим требованиям, но токсичность выхлопа на ТО опять-таки не проверяют.
Дилеры точно откажут в ремонте двигателя, если он был чипован не при помощи сертифицированных программ производителя. «Есть сертифицированные заводские прошивки, а есть сторонние, при которых с вероятностью 95% дилеры снимут с гарантии двигатель, топливную систему и коробку передач», — объяснил управляющий «ЛСД-Сервиса» Леонид Дементьев. Предъявить претензии тюнерам будет сложно — клиент, как правило, подписывает документ с отказом от последующих рекламаций.
Представители тюнинг-сервисов часто предлагают услугу возврата заводского программного обеспечения перед посещением официального сервис-центра, однако на современных автомобилях дилеры чаще всего могут отследить все эти изменения. Услуга возврата также бывает востребована перед продажей автомобиля, чтобы будущий покупатель не догадался о том, что автомобиль использовали не совсем в штатных режимах.
Источник